Поясняем за дизайн заказчику #2

Я часто слышу от неопытных дизайнеров (да и от опытных тоже) про психологию цвета. Мол, красный цвет — это страсть и любовь, а зелёный — природа. Поэтому для натуральной косметики нужно использовать зелёный, а для детского питания нельзя брать чёрный. И в пример всегда приводят вот такие картинки (пример с сайта Turbologo):

Сообщества по дизайну выкладывают этот бред у себя, а люди (чаще всего далёкие от дизайна) репостят по сто раз в день. Это у них называется «психология цвета». Да, такое понятие существует, но она совсем про другое.

Вот какое пояснение даётся для зелёного цвета на том же Turbologo:

А теперь посмотрим на примеры логотипов этого цвета: NVidia (производство компьютерных комплектующих); BP (нефтеперерабатывающая компания); Sony Ericsson (мобильные телефоны); Lacoste (одежда, парфюмерия). Хоть что-то из этого совпадает с теми ассоциациями, которые написаны? Нет. Так же и в остальных подборках, проверьте. Больше половины картинок притянуты за уши.

Вообще, этот сайт пестрит "умными" мыслями вроде этой:

Это мнение обывателя - человека, далёкого от теории и практики. Такие доводы обычно приводят, чтобы втюхать ненужный дизайн.

Так влияет ли цвет на что-либо в дизайне?
И, хотя ответ находится прямо тут же, в логотипах, представленных выше, люди его не видят. Во-первых, большинство логосов состоят из более чем одного цвета. Во-вторых, логотип не может существовать в вакууме. Он является неотъемлемой частью фирменного стиля. В-третьих — да, влияет. Но совсем не так банально, как нам пытаются доказать.

Давайте покажу на примере. Вот вам несколько компаний:

Внимание, вопрос: для чего в данном случае используется цвет? Чтобы показать страсть? Здоровье? Развитие? Стабильность? Или чтобы можно было легко отличить одну компанию от другой?

Не уверен, что кто-то выберет красного оператора только из-за того, что он ассоциируется со страстью. Не уверен, что люди вообще задумываются о том, какого цвета у них симка.


Обратите внимание — даже у первой компании два цвета: красный и белый.

Идём дальше. С чем ассоциируется вот этот цвет?

Да ни с чем. Или со всем. У каждого может быть своя ассоциация. Для кого-то это трава, для кого-то банк.

Но стоит добавить ещё один цвет, и картинка меняется:

Да, ассоциации могут быть по-прежнему разные, но мы приводим их к общему знаменателю. Это уже похоже на траву и небо.

Поменяем один цвет — и это уже флаг страны:

А для тех, кто такой страны не знает, это может быть небо и пустыня. Но если эти два цвета разместить на ткани и повесить на здание, сомнений не останется. Да, цвета флага несут символизм, но прежде всего они нужны чтобы отличать одну страну от другой.

Очень важен контекст. Один цвет ни о чём не говорит, а вот сочетание цветов уже даёт намёки. Сочетанием можно передать контекст:

Это те сочетания, которые видят практически все люди на Земле. Именно они вызывают ассоциации. А символизм одного цвета — это субъективность.

Углубляемся в тему. Как вы думаете, какие цены в этих магазинах? Одинаковые, низкие, высокие?

Думаю, вы согласитесь, что чёрный с золотом — самый дорогой, а красный с бледно-жёлтым — самый бюджетный. Почему так? Потому что золотой цвет ассоциируется с солнцем, а чёрный — с роскошью? Смешно!

Золотой цвет (в данном случае просто сочетание нескольких оттенков жёлтого и оранжевого) ассоциируется с… золотом. Как бы удивительно это ни звучало. А золото — это богатство, деньги, роскошь, украшения. Это не символизм, а прямая связь. Почему же тогда красный с жёлтым выглядит дёшево? Потому что это сочетание нам навязали:

И снова важен контекст. Примеры выше — это магазины. Цвет в дизайне не существует в вакууме и не влияет на восприятие сам по себе.

Добавим другой контекст с помощью форм:

Цвета те же самые, а образы из них складываются уже совсем другие. Банка горчицы жёлтая, потому что горчица жёлтая. Никакого подтекста.

Теперь тот же самый контекст, но уже в реальной жизни. Как, по-вашему, должен выглядеть офис крупной юридической фирмы? Может, вот так?

Да, вполне. Нейтральный белый, глубокий синий. Спокойно, минималистично, серьёзно. А может ли та же крупная юрфирма выглядеть вот так?

Или вот так:

А почему бы, собственно, и нет? Представьте, что розовенькая работает с глянцевыми журналами и помогает женщинам, а разноцветная специализируется на помощи детским благотворительным организациям.


Вот в такие моменты вся теория о том, что «тут можно этот цвет использовать, а тут нельзя», рушится как карточный домик. Потому что теория без практики не работает.

Несомненно, есть устоявшиеся ассоциации, и такой офис больше похож на больничный кабинет:

Подобные нюансы стоит учитывать при подборе цвета. Но! Если вы увидите конфетки в той же цветовой гамме, вы вряд ли вспомните больницу, скорее поймёте, что они мятные.


А вот пример из жизни (behance.net/cherkasovdesign):

Это концепт упаковки для детского питания. Стильно, аккуратно, интересно. Есть награды и призовые места. Цвет и узор определяют ЦА, дают понятие о цене и качестве. Дизайн выделяет продукт.

Всё бы ничего, но в комментах появляются люди, которые где-то слышали про психологию цвета и считают, что «чёрный цвет для детского питания использовать запрещено, это абсурд» и «ни один производитель не согласится на такой дизайн» (цитаты одной девушки). Так же девушка написала, что она, как ЦА, такое не купила бы. Хотя логично, что она не ЦА, если она не будет это покупать… А ссылалась она на какие-то «законы дизайна», «социо-культурный стереотип» и «американский дизайн упаковок 70-80 годов».

Представьте себе ситуацию: эта девушка видит чёрную упаковку и такая «фу, вы нарушили правила дизайна! Об этом делали исследование в Америке в 70-80 годах!». А как только узнаёт, что это специальная линейка известной фирмы, отличающаяся повышенным качеством — скупит весь прилавок. В данном случае дизайн призван произвести определённое впечатление, выделить продукт среди других. И он превосходно справляется со своей задачей.

Итог:

1. Не верьте советам, где вам говорят, какой цвет использовать, чтобы передать эмоцию. Дизайн — это не цвет. Дизайн — это цвет, форма, композиция и образ. И только так, в жёсткой связке, он будет работать.

2. Один цвет в дизайне не используется, всегда есть сочетание минимум двух цветов. Не нужно искать символизм там, где его нет.

3. Всегда применяйте теорию на практике и не бойтесь выходить за рамки тех правил, которые вам навязывают. Думайте своей головой, проверяйте всю поступающую информацию.

Рекомендуем
@bark
@AlBa
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: